Цифровое неравенство

62ecf9b847cb54ac1c80883407614182.jpg

После выхода Доклада рабочей группы ректоров широко стало применяться понятие «цифрового неравенства» по отношению к студентам. Ожидаемо выяснилось, что студенты из малообеспеченных семей часто не располагают требуемыми при дистанционном обучении техническими средствами. Соответственно, была поставлена задача снижения указанного неравенства за счет обеспечения указанных студентов соответствующей техникой.

Между тем «цифровое неравенство» студентов, выявившиеся при дистанционном обучении, – это только верхняя часть айсберга. Оно начинается с цифрового неравенства регионов по доступу домохозяйств к широкополосному Интернету.

По данным Росстата за 2019 г., оно весьма существенно. В среднем по Российской Федерации не имели до начала пандемии доступа к «быстрому» Интернету 26,4% домохозяйств, при этом даже в Москве – 13,4%.  В Ярославской области, которая входит в Центральный федеральный округ, указанного доступа в 2019 г. не имели 40,7% домохозяйств. В СЗФО худший показатель был у Новгородской области, где 37,7% домохозяйств не имели доступа к широкополосному Интернету, в ЮФО – у Республики Калмыкия (43,8%), в СКФО – у Республики Дагестан (36,8%), в ПФО –у Республике Мордовия (39,1%), в УФО – у Курганской области (44,0%), в СФО – у Республике Хакасия (46,5%), в ДФО – у Чукотского АО (49,4%) и Забайкальского края (41,6%).  Соответственно, перевод в дистанционный режим вузов или филиалов вузов в этих субъектах Российской Федерации приводил к тому, что часть преподавателей и студентов были вынуждены ограничиваться перепиской по электронной почте, т.е. переходить на заочное обучение, даже если другая часть могла преподавать и учиться в более полноценном дистанционном формате.  В других регионах данная проблема была менее острой, тем не менее она ограничивала в большей или меньшей степени применение дистанционных образовательных технологий. Таким образом, в одном и том же вузе одни студенты даже одной учебной группы могли учиться дистанционно, а другие заочно. К преподавателям это относиться в меньшей степени, но даже и они могли оказаться в ситуации, когда преподавать дистанционно из своего дома они не могли и переходили к рассылке материалов и заданий по электронной почте.

Еще один ракурс «цифрового неравенства» состоит в том, что даже в ведущих вузах некоторые преподаватели не имели необходимого программного обеспечения на своих домашних компьютерах (ноутбуках, планшетах), чтобы преподавать дистанционно, и высшие учебные заведения выдавали им субсидии на техническое и программное обновление их домашних рабочих мест. Очевидно, что та же проблема нередко относится и к студентам многих высших учебных заведений. Они не имели необходимого программного обеспечения для того, чтобы дистанционно учиться. Однако вузы до начала пандемии не имели необходимой информации об оборудовании домашнего рабочего места как преподавателями, так и студентами.  При очном обучении многие студенты, как и преподаватели, могли пользоваться технической инфраструктурой вуза, в условиях пандемии и перехода на удаленный формат работы это стало невозможно.

И здесь важным моментом становиться «цифровое неравенство» самих вузов, их дифференциация по развитости цифровой образовательной среды и навыков персонала вузов (преподавателей, научно-педагогических работников, административно-управленческого персонала, учебно-вспомогательного персонала) по работе в ЦОС.  В ведущих высших учебных заведениях, которые смогли перейти к полноценному дистанционному обучению, этот навык присутствовал у всех указанных категорий персонала, хотя и в разной степени; у вузов, которые перешли в заочный режим, он отсутствовал или был слабым, особенно у АУПа и ППС; у вузов, реализовавших дистанционно-заочный формат работы, он присутствовал у некоторых категорий персонала, но отсутствовал у других (или он был неравномерно распределен внутри каждой из категорий).

По данным ВПО-1, в 2019 г. в российских вузах насчитывалось всего 1 млн 53 тысяч компьютеров, при этом в государственных высших учебных заведениях была сосредоточена их основная часть – 94,6%. Оснащенность вузов компьютерной техникой была крайне неравномерной по регионам даже с учетом численности в них очных и очно-заочных (вечерних) студентов. Так, например, в 2019 г. в Магаданской области в государственных(муниципальных) вузах на 1 компьютер, доступный для занятий студентов-очников во внеучебное время, приходилось 50,3 студентов, в Еврейской АО – 17,7, столько же в вузах Кировской области, в Республике Саха-Якутия – 12,1, в Астраханской области – 12,7, а в Архангельской области – 18,6 при среднем по Российской Федерации показателе – 7,3. В то же время в государственных(муниципальных) вузах Республики Тыва и Курганской области данный показатель был равен 1,8 очных студентов на 1 компьютер, на котором студенты могли заниматься самостоятельно, в Белгородской области – 2,9, в Вологодской – 3,3.  Хотя обеспеченность очных студентов стационарными компьютерами в вузах не отражает в полной мере развитости в последних цифровой образовательной среды, она показывает, могли ли вузы в принципе выдать необходимую технику всем нуждающимся студентам в личное пользование при экстренном переходе на дистанционное обучение в условиях начавшейся пандемии коронавируса. Для более полной картины необходимо, конечно же, иметь информацию о наличии в домохозяйствах различных субъектов Российской Федерации персональных компьютеров, ноутбуков, планшетов. К сожалению, последние данные Росстата по использованию населением персональных компьютеров относятся к 2018 г. Тем не менее эти данные позволяют заключить, что оснащенность жилищ во многих регионах России необходимыми техническими средствами была невысокой, поэтому многие студенты вынуждены были использовать мобильные телефоны для участия в дистанционных занятиях, что существенно отражалось на качестве восприятия информации (небольшой экран, нагрузка на глаза при просмотре материала, в том числе презентаций, быстрая утомляемость и потеря интереса к занятиям).  

Как показало то же обследование Росстата, в вузах снизился уровень электронного документа оборота: в 2017 г. его использовали 77,6% организаций высшего образования, а в 2018 г. – только 72,6%. Если это не ошибка статистики, то качество управления в вузах, видимо, снижается. Это, возможно, связано со снижением качества административно-управленческого персонала, поскольку в связи с низкими заработными платами этой категории работников в региональных вузах, эффективность их деятельности падает.  При этом переход на бумажный документооборот в некотором роде микширует остроту данной проблемы. Можно также предположить, что в целом ряде вузов часть компьютеров выбывает из строя, а заменить их нечем, поскольку у многих вузов в последние годы бюджетное и внебюджетное финансирование сокращается, а подавляющую часть средств они должны тратить на удержание средней заработной платы профессорско-преподавательского состава на уровне  не ниже удвоенной средней в экономике соответствующего региона, чтобы выполнить 597-ой Указ Президента России от 7 мая 2012 г.  В результате на обновление материально-технической базы у высших учебных заведений не хватает финансовых средств.

Таким образом, снижение электронного документооборота служит косвенным признаком недоразвития ЦОС вузов, точнее ухудшения ситуации в данной сфере, что приведет, если быстро не решить данную проблему, росту «цифрового неравенства».

Следует отметить, что возвращение к «нормальной» ситуации очного обучения может способствовать тому, что проблема «цифрового неравенства» во всей ее сложности снова будет загнана внутрь, а не решена.

Это крайне серьезно скажется на всей системе высшего образования, поскольку одна ее часть, поняв определенные выгоды дистанционного обучения и использования дистанционных технологий, будет их развивать, повышать квалификацию преподавателей и АУП, а другая останется в доковидной ситуации, что только ухудшит в целом положение в системе высшего образования, усиливая неравенство по качеству высшего образования, в том числе территориальное.

Выхода из этой ситуации может быть два:


  • Комментарии
Загрузка комментариев...