Международные практики налогообложения

Международные практики налогообложения

В докладе 2018 г. о цифровой занятости Европейской комиссии было предложено выработать системный подход к разграничению «вознаграждения за работу» и «возмещения» с помощью критериев: частоты оказываемых услуг, адекватности оплаты содержанию услуги, мотивы исполнителя к получению прибыли. В странах по-прежнему отсутствует специальное правовое регулирование работников платформ. Однако такие работники должны соблюдать законодательные требования об уплате налогов и обязательных платежей. В Испании, Нидерландах и Великобритании коллаборативные работники должны регистрироваться в налоговых органах и фондах социального страхования как самозанятые, на том основании, что доход от любой деятельности подлежит налогообложению. Поэтому требуется вести отчётность по средствам получаемых через платформу за оказание услуг. Тогда как в Германии и Италии такие работники не обязаны регистрироваться. Таким образом, личная отчётность заменяет формальный трудовой договор. Это значит, что для государства ценно то, чтобы его граждане вели транспарентную экономическую деятельность, которая бы была отражена в налоговой отчётности, тогда как в рамках трудовых отношений такую задачу выполняет работодатель, заключая ясные индивидуальные и коллективные трудовые договоры. 


Однако национальные законодатели осознают ограниченность «обязательственного» подхода к регулированию работников платформ. Включение работников платформ в правовой режим независимого предпринимателя или работника исключительно для целей налогообложения в большей степени способствует экономическим целям государства (пополнение бюджета и отчётность частного сектора), нежели решению социальных задач. Например, в Великобритании в конце 2018 г. был принят к проработке «План хорошей работы» (Good work plan), задача которого в обеспечении правовых гарантий работникам платформ. В частности, предлагается ввести ограничения для компаний на проведение различий в зарплатной шкале между постоянными штатными сотрудниками, и теми кто принимается на аутсорсинг. Работник может приступить в выполнению обязанностей только после ясного определения его трудовых прав и обязанностей. Утверждаемая оплата должна определяться из расчёта покрытия отпуска, больничных или декретных. Также предлагается установить уровень финансовой ответственности компаний, неправомерно обращающихся с работниками платформ – штраф суммой от 5 до 20 тыс. фунтов стерлингов. 


До принятия глобальных шагов по урегулированию статуса работников платформ, возможно предусмотреть механизмы, упрощающие взаимодействие работника платформ и государства в рамках действующего обязательственного подхода. Есть инициативы по упрощению административных процедур для работников платформ путём интеграции соответствующих функций в работу самих платформ. Например, Бюро упрощения налогообложения Великобритании (UK Office of Tax Simplification) в 2018 г. предложило, чтобы платформы автоматически отчисляли налоги и другие обязательные выплаты с оплаты за каждый выполненный заказ. Было отмечено, что вопреки тому, что работники платформ часто рассматриваются, как самозанятые для целей налогообложения, платформы могут в значительной степени контролировать весь процесс выполнения задач. Представляется рациональным, переложить задачи администрирования налогов на платформы, имеющие больший организационный потенциал по сравнению с отдельно взятым работником. Причем предлагается взимание налога автоматически с перечисляемых сумм за каждую оказанную услугу, т.е. по принципу pay as *** **** (PAYE). Предлагается, чтобы платформа вели налоговый учёт в реальном времени. Удержанный налог перечисляется на личный счёт налогоплательщика в налоговом органе. Таким образом, все операции видны и работнику платформы, и налоговой службе. Для такой схемы автоматизации платформа должна заключить соглашение с налоговыми органами. Таким образом, сама платформа должна быть прозрачной и подотчётной налоговой системе. В системе PAYE должна предусматриваться опция перерасчёта в конце года, которая бы позволила избежать для работника переплаты и способствовать разрешению споров с налоговыми службами.



  • Комментарии
Загрузка комментариев...