Россия в международных инициативах по упрощению торговли и развитию безбумажной торговли

Документооборот

Россия является сторонником упрощения торговли и развития безбумажной торговли. Основная работа по данному направлению ведется на уровне ЕАЭС, где был принят «Единый таможенных кодекс», подразумевающий постепенную цифровизацию таможенных процедур стран-членов Союза. Помимо этого, Россия является инициатором и активным участником большого числа инициатив по формированию Единого цифрового пространства ЕАЭС, которые будут способствовать развитию безбумажной торговли (три приоритета из шести):

Отдельно стоит отметить инициативу России по созданию Трансграничного пространства доверия (ТПД)[1] на территории ЕАЭС с перспективой его дальнейшего расширения во всех заинтересованных странах. Основным институтом для поддержания ТПД должен стать институт доверенной третьей стороны[2]. На данном этапе операторы доверенной третьей стороны выбраны во всех странах Союза. Основная задача данной инициативы – способствовать взаимному признанию электронных цифровых подписей и электронных документов на территории стран-участниц.

Россия ратифицировала СУПТ в 2016 г., в соответствии с Федеральным законом от 02.03.2016 №38-ФЗ «О принятии Протокола о внесении изменений в Марракешское соглашение об учреждении Всемирной торговой организации».

Помимо этого, Россия является активным участником переговоров по формированию международного торгового права в рамках ЮНСТРАЛ и учитывает рекомендации организации при создании национальных законов. Россия подписала «Конвенцию ООН об использовании электронных сообщений в международных договорах» в 2007 г. и ратифицировала её в 2013 г с целью упрощения процедур торговли с зарубежными партнерами. В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Конвенции Российская Федерация не будет применять Конвенцию к сделкам, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена нотариальная форма или требование о государственной регистрации, а также к сделкам купли-продажи товаров, в отношении которых установлены запреты либо ограничения к перемещению через таможенную границу Таможенного союза. В то же время, Россия не присоединилась к странам, применяющим типовые законы ЮНСИТРАЛ об электронной торговле (1996 г.) , об электронных подписях (2001 г.) [233] и электронных передаваемых записях (2017 г.).

Та же ситуация наблюдается и с участием России в переговорах по формированию «Рамочного соглашения об упрощении процедур трансграничной безбумажной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе» ЭСКАТО, в котором Россия активно участвовала, однако не подписала, несмотря на то, что соглашение было утверждено еще в 2016 г. Одновременно, российские эксперты продолжают участвовать в обсуждении технических и юридических аспектов реализации соглашения. Эксперты из России также являются членами ЮННЕксТ.

Россия положительно относится к обсуждению возможности формирования и применения международных принципов и правил урегулирования споров онлайн. Представители Правительства и эксперты активно участвуют в обсуждении «Рамочного соглашения АТЭС для совместного онлайн-урегулирования споров (ОУС) для МСП в сфере В2В» и выработке соответствующих процедурных правил. До этого Россия участвовала в обсуждении данного вопроса в ЮНСИТРАЛ. По инициативе России, данный вопрос был предложен для проработки на площадках ЕАЭС и БРИКС.

[1] Совокупность правовых, организационных и технических условий, согласованных государствами-членами с целью обеспечения доверия при межгосударственном обмене данными и электронными документами между уполномоченными органами.
[2] Организация, наделенная в соответствии с законодательством государств-членов правом осуществлять деятельность по проверке электронных цифровых подписей в электронных документах в фиксированный момент времени в отношении лица, подписавшего электронный документ.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...