Национальная и региональная судебная практика по определению трудовых отношений

Юридические вопросы

Национальная и региональная судебная практика по определению трудовых отношенийЕС. В одном из первых дел в 2016 году Европейский суд признал работником лицо, предоставляющее услуги без трудового договора. В соответствии с запросом Федерального суда по трудовым вопросам Германии о вынесении предварительного постановления, Европейский Суд должен был определить условия возникновения трудовых отношений в отсутствии специального законодательства. Запрос касался спора между профсоюзом и больницей Ruhrlandklinik в связи со статусом младшего медицинского персонала направленного в больницу по соглашению с Ассоциацией обслуживающего персонала. Европейский суд определил, что Директива 2008/104/ЕС о временной работе распространяется на случаи, когда работник/член-ассоциации назначается некоммерческой ассоциацией за плату к выполнению задачи конкретного пользователя, причем деятельность составляет для работника основную занятость и эта работа осуществляется под руководством и контролем работодателя/заказчика. Подчёркивается, что директива распространяется на такие случаи независимо от того, устанавливает ли национальное законодательство статус таких работников. Таким образом, в ЕС пользователи платформ защищены прямым действием Директивы. 

Нидерланды. В январе 2019 г. суд Амстердама признал «работниками» курьеров, работающих на платформе для доставок Deliveroo, несмотря на то что компания считала нанимаемых курьеров  «самозанятыми». Всё началось с того, что в 2017 г. компания ********* заявила о том, что откажется от курьеров-штатных сотрудников, а будет пользоваться курьерскими услугами фрилансеров, поскольку такой подход обеспечит курьерам больший доход. Однако Конфедерация нидерландских торговых союзов заявила о том, что в действительности компания просто хочет снять с себя обязательства работодателя по трудовому договору, тогда как фактические условия работы курьеров не изменятся (те же требования, контроль со стороны компании, график работы и др.). Например, самозанятый сам регулирует свою нагрузку, тогда как курьеры Deliveroo не могли отказаться от выполнения поступающего заказа без последствий для своего дохода. Суд признал степень зависимости курьеров от условий компаний признаком, достаточным для установления наличия трудового отношения, неоформленного трудовым договором. Более того, суд определил, что попытка объявить своих работников фрилансерами приравнивается к попытке освободиться от обязательств коллективного договора с профсоюзом. Было установлено, что Deliveroo вёл неправомерную кадровую политику, и суд обязал компанию к выполнению обязательств работодателя по национальному законодательству, поскольку усмотрел применимость его положений в трудовых отношениях с курьерами. Таким образом, для определения статуса работника платформы суд обратился к фактическим обстоятельствам дела, а именно –  условиям работы. В данном случае практический подход является наиболее рациональным в условиях отсутствия конкретной буквы закона по статусу нового типа работников.

Франция. 4 марта 2020 года Кассационный суд Франции в решении № 374 при определении статуса самозанятого водителя Uber, прояснил различия трудового и гражданско-правового договора для оформления отношений между онлайн-платформой и работниками. В соответствии с обстоятельствами рассматриваемого дела гражданин Франции в октябре 2016 года вступил в договор с компанией Uber BV путем подписания формы регистрации партнерства (formulaire d’enregistrement de partenariat). Гражданин пользовался платформой Uber для поиска клиентов, арендовал у **** машину и зарегистрировался в качестве самозанятого (имел номер ****** – системы регистрации самозанятых). Но после деактивации аккаунта в 2017 г. водитель обратился в суд по трудовым спорам с просьбой о переквалификации своего договора с Uber в трудовой договор и составил запрос о выплате заработной платы и о выплате выходного пособия (indemnités de rupture). Суд частично удовлетворил требования водителя, признав его работником по трудовому законодательству Франции, хотя Uber настаивал на применении презумпции отсутствия найма которая относится к индивидуальным предпринимателям, самозанятым. Презумпция не применяется, если лицо оказывает услуги клиенту на условиях, которые ставят его в постоянные отношения правового подчинения по отношению к клиенту, то есть, если работа регулируется работодателем (клиентом), который уполномочен отдавать приказы и распоряжения, контролировать исполнение и наказывать при невыполнении работы, то есть работодатель в одностороннем порядке определяет условия выполнения работы. Таким образом, неприменение презумпции означает применение трудового законодательства. 

 Betriebsrat de Ruhrlandklinik gGmbH v Ruhrlandklinik gGmbH (C-216/15) 

https://www.courdecassation.fr/jurisprudence_2/chambre_sociale_576/374_4_44522.html


  • Комментарии
Загрузка комментариев...